Главная » Статьи » Речь и голос » Ложь в голосе

Искренность в разговоре. 19 критериев искреннего разговора

В зависимости от конструкции и содержания, монологу присуждаются 4 оценки:

  1. "0" – Присваивается, если критерий не выполняется, отсутствует в тексте
  2. "1" – Присваивается, если утверждения в малой степени соответствуют этому критерию
  3. "2" – Присваивается, если критерий имеет сильную выраженность
  4. "3" – Присваивается, если критерий максимально сильно выражается

 19 критериев делятся на 4 блока:

В 1-й блок в ходит 3 критерия подразумевающие общие характеристики всего рассказа:

 1) Логическая структура изложений. Вы должны понять, какой человек находится перед вами, адекватный или не адекватный, то есть, способен ли он мыслить нормально, не болен ли он шизофренией или другими психическими заболеваниями. Если человек не адекватен, оценивать вы его не сможете с точки верификации лжи и эмоций, его оценивать должны другие люди другой профессии.

2) Неструктурированное изложение информации. Говорит о том, что человек находится в сильном и тяжелом эмоционально-волнительном состоянии. Например, «Меня побили и обокрали!», и тут же говорит: «Я вот шёл домой с ребёнком, и вы знаете, меня тут обокрали и всё забрали!». Но при этом может использоваться 1-й критерий (логическая структура). Например, «Парень побежал так быстро, что я не смог за ним угнаться, хотя, блин, я же был с ребёнком, я не мог его оставить».


3) Количество подробностей. Изложения человека должно насыщаться определенным количеством подробностей. А именно там должно быть: время, место, люди, субъекты, объекты, отношения между субъектами и объектами. Например, «Я шёл к другу, который живёт на Тракторостроителей, возле Торгового Центра Украина, там еще была огромная пробка на дороге, когда она рассосалась, я перешёл дорогу. Подходя к подъезду, я достал телефон, чтобы позвонить и узнать номер квартиры, но тут ко мне подбегает парень и выхватывает с рук телефон, я растерялся и сильно испугался, а ведь этот телефон мне был так дорог». Речь при этом может быть неструктурированной. Например, «Я шёл к другу, который живёт на Тракторостроителей, возле Торгового Центра Украина, там еще была огромная пробка на дороге, потом я её перешёл, меня возле подъезда ограбили, забрали телефон, я испугался и очень расстроился». Если вы слышите от человека подобное высказывание, то скорее всего, что событие, о котором он рассказывает, было на самом деле.


 Во 2-й блок входит 11 критериев подразумевающие особые содержательные элементы:

 4) Контекстуальные вставки. Если в речи присутствуют контекстуальные вставки, то скорее всего, что событие происходило на самом деле. Очень хорошо, если в тексте при этом происходят заботы, привычки, ритуалы поведения людей. Например, «Я гулял вчера с девушкой в парке, и вообще мы там очень часто гуляем, но в этот раз нам не повезло, нас ограбили и всё забрали».


5) Описание взаимодействий. То есть человек рассказывает своё взаимодействие в рамках данного события. Например, «Я ей рассказываю серьёзные вещи, а она тупо улыбается мне и не воспринимает меня  всерьёз, в этот момент она меня так раздражала, мне хотелось послать её куда подальше, и ещё этот шарф, который она крутила в руках, меня вообще бесил».


6) Воспроизведение разговора. Когда человек рассказывает о событии и начинает воспроизводить отдельные моменты разговора, который состоялся. Например, «Я пришёл к знакомому и попросил занять мне денег, а он мне говорит, что у него нет, что он ещё не получил зарплату, а я ему говорю, что мне очень надо, завтра отдам, а он всё равно говорит что у него нет. Я вот думаю, что он лжёт и т.д.». Воспроизведение разговора или подробностей разговора говорит о искренности высказываний.

7) Неожиданные затруднения. Человек вносит в свой рассказ описание неожиданных затруднений данного события. Например, «Человек рассказывает, как его выгоняла жена из дома и добавляет к этому, что в этот момент вышли соседи и начали кричать, чтобы мы были потише, или в этот момент произошел какой-то сильный взрыв в подъезде, или в этот момент в квартиру забежала бездомная кошка и т.п.». Какие-то неожиданные затруднения, которые человек встретил во время данной ситуации, о которой рассказывает. При этом, если наблюдать за лицом, то, можно увить признаки затруднения, человек может показывать, как он испытывал эти затруднение или отзеркаливать лицо своего собеседника.


8) Необычные подробности. Какие-то уникальные подробности данного события. Например, «У него была особая татуировка; она говорила с особым акцентом; он особенно моргал веками и его взгляд просто взбудораживал и т.п.». Что-то необычное.


9) Избыточные подробности. Рассказ о вещах, которые не имеют отношения к самому факту. Например, «Подросток рассказывает, как взрослый, совершивший преступление, пытался избавится от кошки которая залезла к нему в спальню, потому что у него аллергия на кошек, он это понял из того, что преступник чихал и кашлял». Аллергия преступника не имеет отношение к делу, но это показатель того, что это не выдуманный рассказ.


10) Точновоспроизведённые, но не верно истолкованы подробности. Человек не может понять, что на самом деле произошло. Например, «Человек прятал своё лицо в ситуации, а свидетель говорит о том, что он не скрывал лицо, а просто укутался от холода». Когда есть какой-то факт, но человек трактует его не совсем правильно.


11) Внешние обстоятельства, имеющие отношения к делу. Когда вы слушаете рассказ, и человек начинает рассказывать о событиях, которые не являются частью данного факта, но близки с ним. Например, «Насильник рассказывает о том, как он насиловал женщин или когда кладовщик на складе рассказывает о том, как хотел совершить кражу и говорит, что в этот день старался не делать многих вещей, которые делает обычно, например, переставлять поддоны с товаром, считать товар и т.п.» Внешние обстоятельства, которые могут касаться  данного дела.


12) Сообщение о психическом состоянии людей принимавших участие в данном событии. Когда опрашиваешь человека, а он сообщает о своих чувствах, переживаниях по поводу того, что он узнал. Человек сам может начать рассказывать о своих чувствах, но за частую лучше задать такой вопрос как: «Что вы почувствовали, когда узнали об этом?». Не причастное лицо, скорее всего, будет ссылается на обиду: «Я почувствовал в этот момент обиду, мне так хотелось это сделать, ведь я тут работаю, а они меня так подставляют» или ссылаться на грусть и тоску: «Мне так стало грустно, я испытал тоску, когда узнал, что никаких отношений между ней и мной быть не может». Причастное лицо зачастую говорит: «Да что я мог почувствовать? Ну переживал, конечно, ну меня это, в общем не касается», старается дистанцироваться от таких вещей (вопросов), при этом никогда не испытывает чувство гнева, старается его вообще не демонстрировать, в отличии от непричастного лица, в зависимости от психологического портрета человека.


13) Объяснение психологического состояния своего собеседника. Например, человек говорит: «Он тоже нервничал, у него тоже тряслись руки, он вспотел, бегал глазами и т.п.». То есть, описание психологического состояния других людей, принимавших участие в данном факте, говорит о искренности высказываний.


 В 3-й блок входят 5 критериев содержащие элементы отражающие особенности мотивации:

 14) Внешние коррективы по собственной инициативе. Различного рода перескоки. Человек вносит коррективы, чтобы дополнить свой рассказ какими-то новыми деталями. Например, «Машина была белая, а нет-нет, стойте, машина была красная» или «Это было 30 октября, а нет, подождите это было 30 марта в 12:00, точно, я еще тогда собаку выгуливал».


15) Признание обрывочно-собственных воспоминаний. Когда человек, во время рассказа начинает говорить: «Знаете, вот здесь я не помню», или «Я не могу вспомнить этот момент», или «Я не могу помнить этого потому что меня там не было». То есть не то, что если вы задали стресс - вопрос и слышите такой ответ, как: «Я не помню, я такое не запоминаю, и вообще, не задавайте мне таких вопросов», а именно когда это происходит в самом рассказе.


16) Выражение сомнения в собственных показаний. Когда человек выражает в своих убеждениях какие-то сомнения по поводу того, что рассказывает, какие-то некоторые факты, которые, по его мнению, могут быть ошибочными. Человек, как бы, извиняется, при этом не понимает, как это произошло, думает, что с нормальными людьми такого не происходит, считает, что ситуация, которая с ним случилась, покажется социуму не правдоподобной.

17) Самоосуждение. Если во время разговора, человек начинает себя осуждать, то в большинстве случаев это признак искренности. Человек может осуждать себя, даже если не причастен к совершенному событию. Например, «Какой я глупец, какую глупость я наделал» или «Это наверное, из-за меня, надо было следить за ними, это я виноват».


18) Извинения преступника. Человек заявляет о том, что ему жалко, например, человека который сядет за воровство или что он воровал, потому что есть было нечего, или совершал кражу, чтобы прокормить семью и т.п.


 В 4-й блок входит последний 19 критерий который подразумевает все те детали которые не вошли в 18 критериев, но соответствуют событию преступлений. То есть какие-то детали которые подтверждают правдивость рассказа.


 С помощью этих 19 критериев можно оценивать искренность рассказа вашего собеседника. Практически не возможно включить все эти критерии в свой рассказ во время выдумывания легенды. Когда человек пытается вас обмануть, выдумать какую-то историю, то за частую, обманщику не хватает воображения, творчества и в общем знаний для того, чтобы домыслить или приукрасить свой рассказ. Поэтому лжецы создают что-то очень быстрое или говорят фрагментарно. Люди, которые образованные, начитанные, творческие, у которых развито воображение, могут наоборот приукрасить свой рассказ, но, всё равно, они не учитывают мелких деталей, как: «Погодные условия, была ли улица маленькая или большая, какой был цвет двери и т.п.», они попросту забывают это всё учесть, да и невозможно продумать всё до мелочей. Лжецам не хватает знаний, чтобы подогнать свой рассказ под ситуацию, не хватает знаний на развитие контекста, на развитие самой ситуации. Легенду лучше всего создавать в хаотичном порядке, например, «С начало было это, потом то, потом опять это и т.д.». Лжецы больше озабочены тем, чтобы смотреть как вы их оцениваете, правильно ли они говорят или нет, это очень энергозатратно, говорить в хаотичном порядке. Лжецы стараются не включать многих подробностей в свой рассказ, потому что боятся их забыть, и, что на этих деталях, их можно поймать. Пытаются избегать мелких деталей, а то вдруг их можно будет проверить. Лжецы стараются не включать определённые характеристики, например, избегать неточностей воспоминаний, неточности детализации, добавляют обобщённый язык, для того, чтобы каким-то образом показаться в контексте и возможность для манёвра, например, чтобы, если вдруг что, обвинить кого-то другого или что-то в этом роде. Боятся давать информацию в большом количестве и пользуются обобщённым языком, например: «они; все; каждый; кто-нибудь; всегда; многие; некоторые».

Категория: Ложь в голосе | Добавил: pegtop (08.01.2014)
Просмотров: 3946 | Теги: профайлинг, ложь, риторика, ведение беседы, разговор, качество речи, оговорки | Рейтинг: 5.0/1

Рассказать друзьям:



Также читают:

Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar